Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо»
Выставка Яна Ванрита «Теряя лицо»

До 1 марта в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка бельгийского художника Яна Ванрита «Теряя лицо»

До 1 марта в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка бельгийского художника Яна Ванрита «Теряя лицо», дизайн экспозиции которой создан архитекторами Сергеем Чобаном и Агнией Стерлиговой. Выставка проходит в рамках проекта «Человек и катастрофа», приуроченного к 70-летию со дня освобождения узников концентрационного лагеря Освенцим.

«С предложением разработать дизайн экспозиции для серии живописных портретов Яна Ванрита ко мне обратились продюсеры Алексей Боков и Владимир Островерхов, и, признаться, я принял его без раздумий, – рассказывает Сергей Чобан. – И в силу темы, которая не может оставить равнодушным, и потому что глубоко ценю творчество данного художника, и из желания поработать в одном из лучших новых музеев России, расположенном в знаменитой постройке эпохи авангарда». По словам архитектора, произведение Константина Мельникова сыграло в создании образа экспозиции не менее важную роль, чем работы самого Яна Ванрита: в основу планировки выставочного пространства положен тот же принцип гармошки или гребенки, на котором основан план Бахметьевского гаража. Впрочем, не менее важен и конкретный живописный прообраз проекта– «Портрет дяди художника» Яна Ванрита, изображающий аккордеон, в меха которого «вмонтированы» окна и дверь лагерного барака.

Придав стенам форму гармошки, архитекторы собрали из них глухой интровертный объем, который благодаря выбранному серо-стальному цвету облицовки и направленному свету подчеркивает и усиливает трагическую тональность экспозиции. На внешние стены по всей их четырехметровой высоте нанесены имена жертв казармы Доссин – одного из многочисленных «накопителей», существовавших в годы войны на территории Бельгии, откуда заключенных отправляли в концлагеря. Сотни имен начертаны светло-серой краской и лишь некоторые из них выделены более темным светом. Эта идея образно позаимствована из постоянной экспозиции, действующей сегодня в здании бывшей казармы: ее стены покрыты черно-белыми фотографиями, из которых лишь единицы напечатаны в цвете – снимки тех, кому посчастливилось уцелеть в этом жернове. Соотношение монохромных и цветных изображений говорит само за себя. По признанию Яна Ванрита, из желания сохранить память хотя бы о некоторых из навсегда сгинувших в лагерях людях и родился цикл «Теряя лицо»: фактически художник оживляет цветом протокольные полицейские снимки, воссоздавая характер и историю каждого из узников.

В Москву приехала лишь часть этого цикла – около 40 портретов, которые архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова разместили на придуманных ими стенах в виде гармошки. Такой прием экспонирования позволяет очень постепенно знакомить посетителей с полотнами: при входе в зал они видят только часть портретов и лишь по мере продвижения вглубь экспозиции написанные Яном Ванритом лица открываются во всем их многообразии, навсегда запечатлевая в памяти еще один пусть небольшой, но подлинный фрагмент Катастрофы.

Фото - Данила Ремизов