Выставка Solo Italia открылась в Риме
Выставка Solo Italia открылась в Риме

24 мая в Национальном институте графики в Риме открылась выставка «Только Италия. Архитектурный пейзаж с восемнадцатого века до наших дней» из собраний Государственной Третьяковской галереи

24 мая в Национальном институте графики в Риме открылась выставка «Только Италия. Архитектурный пейзаж с восемнадцатого века до наших дней» из собраний Государственной Третьяковской галереи (Москва) и Музея архитектурного рисунка (Берлин).

Выставка, торжественно открытая 24 мая в Национальном институте графики в Риме в присутствии Посла Российской Федерации в Италии Сергея Разова и Посла Российской Федерации в Ватикане Александра Авдеева, является продолжением проекта «Только Италия», впервые представленного в 2014 году в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи. Экспозиция, в которую вошли рисунки и акварели из Третьяковской галереи, Музея архитектурного рисунка (Берлин) и московских частных коллекций, была посвящена Италии, всегда служившей источником вдохновения для архитекторов, в том числе русских. На примере архитектурной графики XVIII-XXI веков исследовался феномен Grand Tour – творческого паломничества по наиболее значимым постройкам эпохи античности и их вдумчивого изучения с помощью рисунка. Экспозицию завершали работы четырех современных московских архитекторов – Максима Атаянца, Михаила Филиппова, Сергея Кузнецова и Сергея Чобана, – показывавшие, что традиция черпать вдохновение в Италии прежнему очень актуальна.

Инициатором повторного проведения выставки в Италии стал знаменитый архитектор Сантьяго Калатрава, посетивший ее в Москве и затем лично рекомендовавший ее Антонелле Фуско, директору Национального института графики в Риме. По инициативе г-жи Фуско, в итальянскую «редакцию» экспозиции были добавлены 12 работ из собрания Института, а к разработке ее дизайна приглашен архитектор Паоло Мортелотти.

Изначальная структура выставки «Только Италия» сохранена. В первом зале представлены шедевры XVIII столетия (среди них работы Гюбера Робера, Шарля Персье, Пьера Франсуа Фонтена, Шарля-Луи Клериссо, Джованни Батиста Пиранези), а также примеры русского архитектурно-художественного рисунка XIX и начале XX веков (в том числе произведения Александра Бенуа, Анны Остроумовой-Лебедевой, Ивана Фомина), причем «золотой век» графики условно отделен от «серебряного» с помощью придуманных Паоло Мортелотти высоких витрин. Произведения из собрания Национального института графики Рима разместились во втором зале, а третий, заключительный, зал посвящен нашим современникам, которые в своей графике продолжают постоянно обращаться к культуре и наследию Италии. Это художники Таир Салахов, Виктор Иванов, Ирина Залутовская, а также архитекторы Максим Атаянц, Сергей Кузнецов, Михаил Филиппов и Сергей Чобан. Для последних Италия не только служит благодатной натурой, но и дает богатейшую пищу для размышлений о настоящем и будущем архитектуры. Пожалуй, наиболее зримо это демонстрируют архитектурные фантазии Сергея Чобана, на которых античные постройки Рима соседствуют с экспрессивными футуристичными объемами из стекла. Нужно отметить, что эти работы вызвали наибольшее количество вопросов со стороны римских журналистов, отвечая на которые Сергей Чобан выступил на пресс-конференции в Национальном институте графики с импровизированной мини-лекцией о контрасте как наиболее характерном для современной архитектуры языке самовыражения.

Выставка «Только Италия. Архитектурный пейзаж с восемнадцатого века до наших дней» продлится в Национальном музее графики Рима до 25 сентября 2016 года. Проект приурочен к XXIV Генеральной конференции Международного совета музеев (ICOM), которая пройдет 03 – 09 июля 2016 года в Милане и, как отметила Антонелла Фуско, фактически открыл культурную программу этого важного мероприятия.