Режиссер среды
Режиссер среды

18 марта на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге архитектор Сергей Чобан выступит с лекцией «Архитектура: поиск масштаба и детали”.

18 марта на Новой сцене Александринского театра архитектор Сергей Чобан прочитал лекцию «Архитектура: поиск масштаба и детали». Выступление состоялось в рамках просветительской программы «Повестка дня», предоставляющей слово ведущим экспертам в различных областях культуры и искусства. Руководящий партнер бюро SPEECH стал первым и пока единственным архитектором, получившим приглашение прочесть лекцию на сцене этого одного из самых знаменитых театров Санкт-Петербурга.

Главной темой лекции Сергея Чобана стало развитие современной архитектуры в условиях как исторических, так и относительно молодых городов. Не секрет, что сегодня, когда городская среда стала гораздо более контрастной и гораздо менее гармоничной в историческом понимании этого слова, едва ли не основным способом заявить о себе для архитекторов является создание иконического здания. Но сколько таких зданий может быть построено в одном районе, на одной улице? Сергей Чобан показал аудитории слайд, на котором произведения Тойо Ито, Фрэнка Гери, Юргена Майера и других звезд первой величины собраны на одной улице: кричащие фасады пытаются переспорить друг друга, создавая среду слишком эксцентричную и оттого дисгармоничную.

«Восприятие архитектуры как намеренного контраста сопровождается и определенным отношением к окружению», – уверен Сергей Чобан, именно это считая едва ли не самым острым вопросом современной архитектуры. Впрочем, не только современной: весь XX век зодчество развивалось именно по этому пути: в своей лекции Сергей Чобан упомянул и проекты И.Леонидова, В.Кринского, Э.Лисицкого – весьма безжалостные к исторической ткани города. И если столетие назад технических возможностей для реализации столь футуристических замыслов не было, то нынешняя архитектура «высоких достижений» заявляет о себе предельно экспрессивно, причем, как правило, добиваясь максимального «звучания» именно на фоне своего окружения. «В погоне за шансом реализовать иконическое здание многие зодчие сегодня забыли о том, что они не актеры, для которых важнее всего самовыражение, а режиссеры, призванные руководить спектаклем под названием «городская среда», – считает Сергей Чобан. У этого процесса есть и свои предсказуемые последствия: общественность очень настороженно относится к современной архитектуре: даже те здания, которые действительно могли бы обогатить панораму города, зачастую отвергаются лишь потому, что кажутся слишком яркими (в качестве примеров спикер привел проекты жилой башни Triangle tower Херцога и де Мерона или реконструкции отеля La Samaritaine бюро SANAA в Париже).

Каковы же условия, при которых сосуществование сложившейся среды и современной архитектуры будет не вынужденно напряженным, а органичным и тем самым способствующим сбалансированному развитию городов? Задаваясь этим вопросом, Сергей Чобан использовал и более расхожую метафору: сколько перца нужно добавить в блюдо, чтобы оно получилось и не пресным, и не слишком острым? По мнению архитектора, формула идеального современного города равна 30х70, где именно на иконические здания приходится не больше 30 процентов всей застройки. Остальные же 70 процентов сформированы средовыми объемами. «В каком-то смысле это действительно компромиссные постройки, но это не значит, что они плохие или менее качественные. Наоборот, от степени именно их проработки и качества исполнения зависит внешний облик современного города».

Вполне предсказуемым для петербургской аудитории стал вопрос о том, можно ли (и нужно ли) делать эти 70 процентов зданий в неоклассическом стиле и вообще «в стилях». «Я бы сказал, что единичные примеры такого подхода вполне уместны, особенно в таком городе, как Санкт-Петербург, хотя, признаюсь, всем приверженцам историзма я всегда хочу задать один простой вопрос: а в других областях искусства и деятельности вам кажется уместным использование приемов позапрошлого столетия? Почему архитектура до сих пор остается областью, где приоритетом является именно ретроспективная деятельность?» По мнению Сергея Чобана, можно, и не повторяя стили прошлого, создавать произведения с такой же глубиной проработки и деталей, что архитектор и продемонстрировал на примере нескольких собственных объектов – офисного здания на Ленинском проспекте и жилого дома «Гранатный, 6» в Москве, комплекса Hamburger Hof, отеля nhow и Еврейского культурного центра «Хабад Любавич» в Берлине.

Еще одним непременным условием гармоничного развития современного города, на взгляд архитектора, является дизайн-код – свод регламентов и правил застройки того или иного района, исключающий саму возможность градостроительных ошибок и при этом делающий возможным появление новых зданий в центре исторического города. В качестве примера Сергей Чобан привел возведенный в Санкт-Петербурге жилой комплекс «Дом у моря» (совместно с мастерской «Евгений Герасимов и партнеры») и реализуемый сейчас в Берлине проект«Кронпринценгартен» – строящийся всего в семи метрах от церкви Карла Фридриха Шинкеля, он состоит из десяти жилых объемов, в том числе нескольких таунхаусов.

Присутствовавший на лекции архитектор Евгений Герасимов задал резонный вопрос: «Зачем нам в принципе жертвовать сложившейся исторической средой ради чьих-то громких высказываний? Вот, скажем, Венеция не делает этого и прекрасно себя чувствует». На это Сергей Чобан возразил, что архитектурное обновление города – процесс постоянный и закономерный, поэтому лучше организовать его с помощью понятных и разумных правил, чем пытаться изо всех сил сдержать. Что же касается Венеции, то она вся по своим размерам – как один мегаквартал исторического Петербурга, тогда как сам Петербург давно уже является мегаполисом. Впрочем, основатель SPEECH не настаивает на том, что современная архитектура должна вторгаться непременно в самый центр, – наоборот, свою состоятельность как режиссера среды она сначала должна доказать в относительно новых районах, обогатив их ткань, и тогда процесс вхождения в центр случится сам собой, создав в нем в том числе и условия для появления отдельных иконических зданий.