Слово редактора

«Тема этого номера speech: кому-то может показаться мистической и странной, абстрактной и потому с трудом увязываемой с такой рациональной и практической дисциплиной, как архитектура. Тем не менее genius loci – это известное еще с античности понятие, означающее «дух места» (также трактуется как гений места, его ангел-хранитель) – имеет к архитектуре самое непосредственное отношение. Потому что здание не существует вне места. И это всегда конкретное, определенное место – оно обладает не только объективными, фиксируемыми параметрами, наличием или отсутствием истории, но и индивидуальным характером, духом, который можно только почувствовать, уловить на иррациональном уровне. Любая постройка изменяет, трансформирует место. Эта трансформация может его «убить» или обезличить, а может подчеркнуть особенности, проявить и выразить его сущность. Модернизм – с его стремлением к универсальности, установками на технический прогресс, мобильность и взаимозаменяемость – изначально, по определению, игнорировал само понятие «места», не говоря уже о его «духе». Но летающие в космос или гуляющие по планете города так и остались бумажной утопией. В реальности дома по-прежнему строились на земле, и во второй половине ХХ века чаще всего индустриальным, поточным методом. Реакцией на засилье безликих, лишенных идентификационных признаков и привязки к конкретному месту зданий, районов и даже целых городов в конце 1970-х годов стал постмодернизм. Однако постмодернистское обращение к традициям прошлого, равно как и сформировавшееся в то же время течение «средового подхода», чаще всего сводилось к чисто формальным стилизациям и прямому цитированию, что, в свою очередь, тоже подверглось критике и препятствовало дальнейшему развитию этих направлений. И сегодня, при всем стилистическом многообразии современной архитектуры, пренебрежение к контексту характерно для большей части проектов, создающихся в условиях экономической и культурной глобализации. Безусловно, внимание к особенностям конкретного места, к его ландшафту, культурно-историческому, социальному и прочим контекстам, к его «духу» требует от архитектора особой чуткости. Это индивидуальный подход, который не может быть поставлен на поток, стать массовым. Но необходимость именно такого подхода сегодня осознается многими. Этот номер журнала – о взаимодействии постройки и места ее возведения, о контекстуальности как одном из основополагающих свойств архитектуры, о тенденции к приоритету «локального» над «глобальным» в современной архитектуре, а его герои – архитекторы, к которым вполне подходит определение «гений места».»

Ирина Шипова