Слово редактора

«Цвет является одним из важнейших выразительных средств архитектуры – он создает настроение и оказывает воздействие на наше восприятие. Однако он способен воздействовать не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне: заложенные в здании цветовые коды могут апеллировать к культурной памяти или актуальным модным тенденциям, нести в себе не только явные или завуалированные смысловые послания, но и мгновенно считываемую невербальную информацию. Цветовое решение почти всегда субъективно (и как бы необязательно) – для него не существует утвержденных стандартов или предписаний, оно не заложено в функциональной программе здания. Однако именно цвет зачастую придает проекту неповторимость и законченность, благодаря ему даже ординарную по форме постройку можно превратить в произведение искусства. Работая с цветом, архитектор проявляется как художник. И в его распоряжении сегодня огромная палитра красок и материалов – от традиционных до самых современных.

Полихромность в архитектуре уходит корнями в древность и имеет такую же долгую историю, как сама архитектура. Однако эта линия развития никогда не была непрерывной. И если в интерьерах цвет на протяжении многих эпох присутствовал неизменно, то во внешнем облике, на фасадах зданий, он то появлялся, то исчезал – иногда очень надолго. Такие перепады, с периодами полного изгнания цвета, можно наблюдать и в недавнем прошлом – в истории архитектуры ХХ века они случались неоднократно. Чтобы убедиться в этом, достаточно бросить взгляд из окна или посмотреть вокруг. Окружающая нас городская среда и есть эта история. Преимущественно монохромная. Тому, как за счет цвета можно нарушить эту монотонность, – созданию притягивающих взгляд, узнаваемых и запоминающихся архитектурных акцентов и градостроительных доминант, многообразию возможностей в использовании цвета в современной архитектуре и посвящен этот номер speech:»

Ирина Шипова